БОРИС ЛАВРЕНЕВ И КИНО
Вопрос о связях советского писателя Бориса Андреевича Лавренева с кинематографом мало освещен в отечественном искусствоведении. Эту проблему можно исследовать в таких направлениях:
— рассмотрение деятельности Лавренева как сценариста;
— изучение данных о его творческих контактах с ведущими работниками кино;
— изыскания в области истории создания экранизации лавренев-ских произведений;
— выяснение вопроса о воплощении на экране образа самого автора.
Б. А. Лавренев — один из наиболее кинематографических русских советских мастеров слова. За период с 20-х годов и до наших дней по произведениям его создано два десятка фильмов, причем некоторые из этих произведений экранизировались дважды и даже трижды (повесть «Ветер» послужила литературной основой при создании картин «Ветер», «Ошибка Василия Гулявина» и «Ярость»; по «Рассказу о простой вещи» были поставлены фильмы «Леон Кутюрье», «Простая вещь» и «Рассказ о простой вещи»; повесть «Седьмой спутник» обрела экранную жизнь впервые в 20-е годы, а затем еще дважды в 70-е годы на кино- и телеэкране; трижды были сняты киноленты и по пьесе «Разлом»).
Интерес деятелей кино к творчеству Бориса Лавренева неслучаен и объясняется особенностями его писательского стиля. Уже ранней прозе талантливого художника слова присущи были острота и динамичность сюжета, точность и напряженность диалога, лаконизм описаний, зримость образов и картин и другие черты, свойственные кинодраматургии. Интересно, что пролог раннего «Рассказа о простой вещи» (1924) написан с учетом специфики киносценария и озаглавлен: «Кинематограф». Мастеров кино привлекал и сам материал лавреневских произведений — обращение их автора к событиям революции и гражданской войны.
Сам Б. Лавренев страстно и увлеченно работал в кино, потому что уже в юности понимал великую силу и возможности этого вида искусства. В 1914 году он принял участие в качестве актера вместе с В. Маяковским, Д. Бурлюком и другими кубо-футуриетами в фильме «Кабаре № 13». Во второй половине 20-х годов Борис Андреевич плодотворно работает в литературной коллегии при художественном бюро кинофабрики Севзапкино в Ленинграде, в состав которой, кроше него, входили В. Каверин, М. Зощенко, Н. Тихонов, Ю.Тынянов и другие советские литераторы. В разные годы Б. 'А. Лавренев работал над сценариями «Сорок первый», «Южное общество». «Товарищ Вихров», «Волга в огне», «Залп Авроры», но не все из них были завершены и стали основой фильмов, а некоторые вообще утеряны.
Наиболее продуктивным было сотрудничество Бориса Лавренева кинематографом во второй половине 20-х годов — один за другим появляются фильмы «Ветер» (1926 .), по одноименной повести, режиссеры Ч. Сабинский и Л. Щеффер), «Сорок первый» (1927 г., по одноименному рассказу, режиссер Я. Протазанов), «Леон Кутюрье» (1927 г., по «Рассказу о простой вещи», режиссер В. Касьянов), «Кафе Фанкони» (1927 г., по рассказу «Срочный фрахт», «Шакалы Равата» (1927 г., по мотивам рассказа «Звездный цвет», режиссер К. Гертель), «Седьмой спутник» (1928 г., по одноименной повести, режиссер В. Касьянов), «Разлом» (1929 г., по одноименной пьесе, режиссер Л. Замковой).
Из всех этих картин наиболее удачной экранизацией является работа режиссера Якова Протазанова «Сорок первый». С помощью выразительных средств немого кино в фильме правдоподобно раскрыт идейный смысл главного конфликта рассказа — между чувством и революционным долгом. Режиссер несколько снизил патетический пафос лавреневского произведения, изобразил героев и обстоятельства буднично, подробно и оказался в выигрыше. Успеху ленты способствовали высокопрофессиональные съемки оператора П. Ермолова, игра талантливых актеров А. Войцик и И. Коваль-Самборского (главные роли).
С начала 30-х и до начала 50 х годов кинематографистов редко привлекают произведения Лавренева, преимущественно экранизируются пьесы: «За тех, кто в море» (1948 г., режиссер А. Файнциммер), «Разлом» (1952 г., режиссеры П. Боголюбов и Ю. Музыкант).
В 1956 году режиссер Г. Чухрай создал новую киноверсию лавреневского «Сорок первого». Фильм стал явлением в мировом искусстве. Самой большой удачей картины была игра О. Стриженова (Говоруха-Отрок), которую сам Борис Андреевич назвал превосходной. Важную роль в создании эмоционального образа фильма сыграли оператор С. Урусевский, художник К. Степанов, композитор Н. Крюков, актриса И. Извицкая (Марютка).
Среди экранизаций произведений Лавренева последних десятилетий наиболее значительны: «Залп «Авроры» (1965 г., но рассказу «Выстрел с Невы», режиссер Ю. Вышинский), «Ярость» (1965 г., по повести «Ветер», режиссер Н. Ильинский), «Седьмой спутник (1968 г., по одноименной повести, режиссеры Г. Аронов, А. Герман), «И был вечер, и было утро» (1971 г., по пьесе «Разлом», режиссер А. Салтыков), «Звездный цвет» (1972 г., но одноименному рассказу, режиссер Н. Ильинский), «Марина» (1974 г., по одноименной повести, режиссер В. Ивченко), «Рассказ о простой вещи» (1975 г., по одноименному рассказу, режиссер Л. Менакер).
В последнее время делаются попытки воссоздать в кино образ самого В. А. Лавренева, ио в этом отношении успехи пока весьма скромные. Так, лента московских документалистов. «Борис Лавренев» (1972 г., режиссер В. Скитович, сценарий П. Любимова) фрагментарно, насколько это может позволить короткий метраж фильма, освещает жизненный и творческий путь Лавренева — литератора и художника, знакомит зрителя с его родиной — Херсонщиной.
Немченко И. В.
Опубліковано:
Борис Лавренев и кино / Немченко И. В. // Б. А. Лавренев. Художник и время : Тезисы областной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Б. А. Лавренева. – Херсон, 1986. – С. 17-19.